Православная Церковь Божией Матери Державная

 

 

Глава 4. Святые воины Руси

 

Наши командиры несли страшный долг, ...они были обрекающими на смерть и обреченными. Всегда, даже в мелочах жизни, они были живым примером, живым вдохновением, олицетворением долга, правды и чести. (Генерал-майор А.В. Туркул.)

 

(Из кн.: ген. А.В.Туркул "Дроздовцы в огне", Мюнхен, 1948г.)

В то время как другие наши школы выпускали людей рыхлых, без какой-то внутренней оси, наша военная школа всегда давала людей точных, подобранных, знающих, что можно и чего нельзя, а, главное, с верным, никогда не мутившимся чувством России. Это чувство было сознанием постоянной ей службы.

Для русских военных служивых людей Россия была не только нагромождением земель и народов, одной шестой частью суши и прочее, но была для них отечеством духа. Россия была такой необычайной и прекрасной совокупностью духа, духовным строем, таким явлением русского гения в его величии, чести и правде, что для русских военных людей она была Россией-Святыней.

Капитан Иванов, как и все его боевые товарищи, именно потому и пошел в огонь гражданской войны, что своими ли или чужими, это всё равно, но кощунственно была поругана Россия-Святыня. (Стр. 85-86)

...Для русских капитанов Ивановых Отечество было служением по всей правде Родине-России даже и до последнего издыхания. Капитан Иванов безхитростно знал, что Россия - самая справедливая, самая добрая и прекрасная страна на свете и верил так же безхитростно, что если в ней что-нибудь и неустроено, неналажено, то всё в ней в своё время устроится и наладится по справедливости.

Когда-нибудь все поймут, что между прежней "старорежимной" Россией, павшей в смуте, и большевистской тьмой, сместившей в России всё божеское и человеческое, прошла видением необычайного света, в огне и в крови, Белая Россия капитанов Ивановых, Россия правды и справедливости.

...И на всём белом свете для армейского капитана Иванова его родная четвёртая рота была живой частью, дышащим образом России-Святыни. (Стр. 87)

Дисциплина ...была железная, блистательная. Солдаты чувствовали сильную руку своего командира и его прямую душу, знали, что нет в нём никакой несправедливости и неправды. Солдаты понимали его так же, как и он их, и жили с ним душа в душу. (Стр. 91)

...Простота капитана Иванова была той суворовской простотой, которая преображала нашу армию в совершенно особенное и чудесное духовное существо, отмеченное чертами необычайной семейственности, в ту нашу великую армейскую семью, где немало было таких капитанов Ивановых, для которых солдаты - живая, дышащая Россия, и где было много таких солдат, для которых их офицеры были самыми справедливыми и честными, самыми храбрыми и красивыми людьми на белом свете. Светился суворовский свет в праведной русской простоте капитана Иванова. (Стр. 96)

 

(Из кн.: П.Иванов "Тайна святых", изд. "Паломник", М., 1993г.)

Из "Поучения Владимира Мономаха детям":
...Дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых. Хранение Божие надежнее человеческого. А когда наступит час смерти, то никто не спасет: ни отец, ни мать, ни братья. И знает Господь, когда взять нас от земли.

Если даже на коне сидите, повторяйте непрестанно в уме: "Господи, помилуй", - это лучше, чем думать безлепицу. ...Если не будете любить друг друга, и сами погибнете и погубите землю отцов своих. (Стр. 398-400)

 

Генералиссимус граф Суворов-Рымникский

(Из кн.: "История Графа Суворова-Рымникского Генералиссимуса Российских войск", Н.А.Полевой, М., 1904г.)

"Умирай за Церковь и Царя: останешься - честь и слава, умрешь - Церковь Бога молит!.."

"Будь здоров, храбр, тверд, решителен, справедлив, благочестив".

"Стой за дом Пресвятой Богородицы!" (Стр. 326)

"Молись Богу - от Него победа!.. Чудо-богатыри, Бог нас водит. Он нам генерал!.."

"Вера, Надежда, Любовь - вот три сестры, которые перевели наши войска через Альпы". (Стр. 234, 325)

"Альпы за нами, и Бог перед нами! Орлы русские облетели орлов римских!"

"Мы - Русские!.. С нами - Бог!.. Господа офицеры, какой восторг!... Слава!... Слава!.. Слава!.." (Стр. 212)

"Убегайте роскоши, праздности, корыстолюбия и ищите Славы через истину и добродетель..." (Из Завещания Суворова.) (Стр. 258)

"Штык, твердая грудь, быстрота и натиск, и надежда на Бога - сильнее батарей и крепостных стен".

На совещании у Суворова потребовали плана кампании, он развернул лист чистой бумаги, со словами: "Впереди Бог, за Ним я, за мною вы - прошу не отставать, вот мой план". (Стр. 325, 335)

Суворов был глубоко благочестив и поставлял благочестие обязанностью воина... Он сам пел и читал в церкви. Молитвой начинал каждую битву и каждый поход. Молебны после побед совершались с возможной торжественностью, и раздача орденов и наград производилась всегда в церквах после молебна. Суворов брал крест, звезду, шпагу, крестился, целовал знак отличия и, вручая его, благословлял награждаемого. (Стр. 244)

Никогда не подвергал он суду и несчастию, если видел раскаяние, и нередко платил от себя деньги, растраченные или потерянные по неосторожности его подчинённым. Бедные офицеры получали от него помощь, но только глубокая тайна должна была храниться ими...

Суворов не терпел лжи, клеветы, наушничества... Никогда и никому, даже врагам своим, не нарушал данного обещания. Строгая нравственность считалась Суворовым обязанностью христианина и воина, и, если он прощал слабости другим, не только примеры разврата, но и двусмысленные слова запрещались в его присутствии. (Стр. 117)

"Сегодня молиться, завтра учиться, послезавтра - победа или смерть!" - вскричал он, когда утверждено было решение штурмовать Измаил... В 1790 году при взятии Измаила (непобедимой тогда крепости - Ред.) было убито 23.000 турок и только 4.000 русских. (Стр. 117)

Суворов спросил одного из лучших своих генералов Милорадовича: "Знаешь ли ты трех сестер?" "Знаю!" - отвечал Милорадович. "Так, - подхватил Суворов, - ты русский, ты знаешь трех сестер: Веру, Надежду и Любовь. С ними слава и победа, с нами Бог!" (Стр. 294)

Из письма Суворова белым воинам-партизанам Вандеи, защитникам французской монархии:
"Герой Вандеи, знаменитый защитник веры твоих отцов и престола твоих государей - привет тебе! Да блюдет тебя всегда Сокрушающий брани и да предводит руку твою сквозь полки твоих многочисленных врагов и, назнаменованные перстом сего Бога мстителя, падут они, разсеянны, яко листья, возвеянные северным ветром! И вы, безсмертные вандейцы, верные хранители чести французов, достойные братья по оружию... возстановите храм Господа и престол наших государей!..

Храбрый Шаретт, честь французских рыцарей! Свет исполнен твоего имени, удивленная Европа созерцает тебя, а я - я удивляюсь тебе и приветствую тебя! Бог благословляет тебя, как некогда Давида, мстителя филистимлянам! Благоговей перед Его судьбами, лети, нападай, поражай, и победа пойдет по стопам твоим! Таковы обеты воина, поседевшаго на полях чести и всегда видевшаго победу венчающею уверенность в Бога победодавца! Слава Ему, ибо Он источник всякой славы!.." (Стр. 150)

...При штурме Измаила в первых рядах под огнём шел полковой священник, неся Крест и увлекая за собой солдат. Днём, после победы, воины не могли понять, как они смогли преодолеть преграды такой крутизны - в темноте и под огнём. Треть атакующих составляли казаки, шедшие в атаку на бастионы с пушками лишь с холодным оружием.

В походах Суворова по его приказу войска сопровождали походные церкви. Суворов лично составил молитвослов и краткий катехизис для солдат. Перед вручением боевые награды освящались святой водой. После молебна, в церкви, вручая награды, Суворов целовал их и благословлял награждаемых.

Император Павел боялся чрезвычайной популярности и любви к Суворову войск, его высочайшего международного авторитета. Последовала опала. Перед тем, как уехать в ссылку, все свои награды Суворов оставил солдатам, положив их на барабан перед строем: "Вы их заслужили, они ваши", - и уехал в простом мундире.
Находясь в опале, под домашним арестом в своей деревне, Суворов просил Павла I разрешить ему постриг в пустынь преп. Нила Сорского, отказываясь от предложения вернуться в армию. Лишь после повторного предложения и извинения Павла I - принял командование. Возглавив русско-австрийские войска и разбив французские республиканские корпусы в Италии. Суворов просил разрешение Императора идти на Париж и восстановить власть короля, но не получил его. А через несколько лет армия Наполеона поработила Европу и вошла в Россию...

За время своего служения Святой Руси (55 лет) Суворов, чадо и паж Пречистой Девы, единственный в истории полководец - не потерпел ни одного поражения, удостоившись всех высших наград России. После кончины Суворов по ошибке числился в действующей армии, когда это обнаружилось, приказом Императора Николая II Генералиссимус Суворов навечно зачислен в Русскую Армию. Воинство России Суворов и его ученики преобразили в полумонашеское рыцарское братство Святой Руси. - Ред.

 

(Из кн.: "Наука побеждать", Генералиссимус Суворов, изд. В.Жукова, Спб., 1913г.)

"Всё начинайте с благословения Божия и до последнего издыхания будьте верны Государю и Отечеству".

Обязательна для каждого воина молитва: "Пресвятая Богородица, спаси нас! Св. отче Николае, моли Бога о нас!" - Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай! (Стр.1) (В сражениях с республиканской французской армией, вторгшейся в Италию, на 75 убитых французов был только один погибший русский. - Ред.)

"И малая правда до конца светит. И великие дела криводушных не догоревая гаснут". (Стр. 22)

"Божия помощь быстрее мысли воину доблестному; посему просящего в бою пощады помилуй: кто мстителен - тот разбойник, а разбойникам Бог не помощник; воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружных поражать". (Стр. 2)

"Сам погибай, а товарища выручай! Решимость у Бога получай!" (Стр. 7)

"Один десятерых своею силой не одолеешь, помощь Божия нужна! Она в присяге: будешь богатырь в бою, хотя (был) овцой в дому..." (Стр. 62)

"Бог - союзник неизменный". (Стр. 54)

"Я живу не по часам, а по минутам - одна минута может решить исход баталии". ( - Ред.)

 

(Из кн.: "Жизнь Суворова", прим. Глинки, М., 1819г.)

"Торопитесь делать добро!" - повторял при всяком случае. (Стр. 125)

"Привыкай заранее прощать погрешности другим, и не прощай никогда себе своих погрешностей." (Стр. 65)

Граф Понтмартин писал о нём: "Хотя Суворов совершенно знает... тактику, но в действии учит только одному: идти вперед... Слов "назад" и "отступать" нет в словаре Суворова. Слух, взоры и души своих воинов предостерегает от всякого вида отступления. Пехота его действует штыками, а конница саблями. Слава и победа повинуются ему, они всегда с ним впереди.

Как удивителен Суворов! Он нежен, добр, чувствителен, великодушен; в 60-т лет он молод по быстроте телесной и чувствам души своей". (Стр. 79-80)

 

Адмирал П.С.Нахимов

Адмирал П.С.Нахимов под обстрелом на бастионах Малахова кургана, в Севастополе: "На всё Воля Божия, если Ему угодно будет, то всё может случиться. И что бы вы тут ни делали, за что бы ни прятались, чем бы ни укрывались - ничто не может противостоять Его велению, а этим мы показали бы только слабость духа. Чистый душой и благородный человек всегда будет ожидать свою смерть спокойно и весело; только трус боится её..."

Во время Крымской войны адмирал Нахимов провел военную операцию в Синопской бухте, не потеряв ни одного из своих кораблей, выиграв бой у превосходящего силами противника. Потери турок: 15 кораблей (из 16 участвовавших в сражении), убитых 3 тысячи человек. Потери русских: 37 чел. погибших.

Русская Императорская армия - единственное в мире войско, называвшееся Христолюбивым, жило и воевало, памятуя Евангелие, неся на знаменах-хоругвях с одной стороны иконы Господа и Божией Матери, Георгия Победоносца и св. Николая, с другой - Императорский вензель. В казарме и лагере день завершался молитвой, все военные торжества освящались молебном, предшествующим параду.

Из Устава: "Присяга есть торжественное обещание, данное лично Самому Господу Богу. Она есть клятва, данная перед лицом Божиим на святом Кресте и Евангелии в том, что обещаешься служить Богу и Государю верою и правдою, смело и весело идти в бой за Царя, Русь Святую и Веру православную". (Журн. "Родина" , номер 9, 1995г., стр. 58)

"Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, перед Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом, ...клянемся в верности Царю и Отечеству, в готовности переносить везде и всюду холод, голод и все нужды солдатские... быть храбрым и самоотверженным в штурмах и атаках, драться в них до последней капли крови... даже до последнего издыхания".

Клятва преданности Богу, Царю и Отечеству - завет особого посвящения, рыцарского жертвенного служения.

В воинский устав России были внесены слова Господа: "Нет больше любви, если кто душу свою положит за други своя..." В понятие офицерской и содатской чести вкладывался отблеск и свет Непорочности, праведности пред Богом и людьми.

Отечество символизировалось, олицетворялось Царём, Государь был и главным покровителем Церкви. В присяге, приносимой на Евангелии, Кресте и Знамени-Хоругви с изображением Нерукотворного Лика Господа сочетались воедино преданность Церкви, Царю и Отечеству, служение в их лице Богу - "Верой и Правдой"; по вере и чистоте сердца сходили печати горнего Отечества, небесной Святой Руси, ангельских воинств, призывалась сила Животворящего Креста.

Небесные покровители Русской армии - Царица Неба и земли, Пресвятая Дева Мария, Взбранная Воеводо, Победительная и Архистратиг Небесных воинств Архангел Михаил, Георгий Победоносец, святые воины и князья.

Император-Помазанник олицетворяет Волю Божию, присутствие и власть Господа Вседержителя на Русском престоле. Церковный обряд помазания на Царство, венчания на Престол - дарование харизматической благодати для управления государством, окормления душ верноподданных, запрет и поражение сил зла, "светское епископство". Государь - Отец своих подданных и священная глава Отечества, отвечающий за них пред Господом.

Императорская Армия России была внепартийна, офицерство - внесословно. С получением офицерского звания присваивалось личное дворянство, передававшееся по наследству лишь при достижении определённого чина. Становясь офицером - отказывались от гражданских прав и свобод, брали на себя обязанность ничего от Отечества не требовать, но всего себя отдать на служение, не имея никаких выгод.

Государь Николай II безконечно любил свою армию и доверял ей: на смотрах и парадах юнкера нередко имели полные подсумки боевых патронов, по его личному приказу в частях отсутствовала сеть Охранного отделения... - Ред.

 

(Из кн.: поруч. С.В.Марков "Покинутая Царская Семья" 1917-1918гг., Вена, 1928г., стр. 30)

Во время приезда Государя в Ливадию, Государь, желая лично на себе попробовать тяжесть солдатского снаряжения, два раза по несколько часов ходил в солдатской форме при полном ранце и винтовке, как по Ливадии, так и вне её, по окрестным горам... Оба раза он никем узнан не был, а встретивший его по дороге офицер небрежно отдал честь солдату, отбивавшему шаг с поворотом головы при встрече с ним, о чем Государь, смеясь, разсказывал.

Результатом пробы Государем снаряжения было его видоизменение.

 

(Из кн.: Т.Мельник-Боткина "Воспоминание о Царской Семье и её жизни до и после революции", Белград, 1921г.)

Осенью 1909г. Их Величества были в Крыму, и Его Величество... приказал принести себе (солдатское снряжение) из 16-го стрелкового Имени Александра III полка, стоящего в Ореанде... Одевшись, Государь вышел из дверей, прошел по Ливадийскому парку и вышел в Ореанду и, пройдя по шоссе, нарочно остановился спросить у дворцового городового дорогу в Ливадию. Городовой, не узнав Царя, ответил довольно резко, что туда нельзя идти, и чтобы он повернул обратно... Государь молча повернулся и пошел, куда ему показали... Впоследствии ротный командир той роты, из которой посылали снаряжение, попросил Его Величество занести, как полагается всем стрелкам, собственноручно имя и фамилию в книжку и заполнить... графы. (А также разрешение вызывать его на ежедневной перекличке солдат в строю. Государь лично заполнил содатскую книжку... - Ред.) (Стр. 9-10)

Роты...............1. Взвода...............1. Отделения...............1. Личный номер ...............1. Имя...............Николай. Фамилия...............Романов. На службе...............с 16 июня 1907 года. На правах...............(никаких) до гробовой доски. Прохождение службы...............стрелком с 24 октября 1909г. Место жительства...............Царское Село.

Герб России, "Священный Орёл", принят в ХV веке при Великом Князе Иване III, впервые встречается в 1497г. на печати. Современный герб изображает собой двухглавого Орла под Омофором, исходящем от великого Венца. Орёл - библейский символ высоты созерцания, молитвы и Царственной власти. Царь, осененный Омофором, властвует, претворяя на земле Волю Божию; Царица поддерживает его, укрепляет (Скипетр и Держава, земной шар, осененный Крестом). Земные Государь и Государыня олицетворяют власть Господа и Пресвятой Девы, Царицы неба и земли. Три венца - также символ Пресвятой Троицы.

Великий Венец Небесной власти, низводящий Омофор на головы Орла, увенчивается красным овалом или кругом под Крестом - символ Непорочного Сердца, Непорочного Зачатия.

Со времени Государя Алексея Михайловича на груди Орла помещен всадник на белом коне, по толкованию Государя - это Царь, поражающий дракона! Более позднее толкование - св. Великомученик и Победоносец Георгий, небесный воин, покровитель Царской династии московских Великих князей.

С 1698г. Орёл, по примеру западных гербов, окружен цепью (введено Петром I) ордена ап.Андрея Первозванного, благословившего Русь. Крест ордена, наложенного на Орла, имеет форму "Х", начальная буква слова "Христос". (В 1705г. Петром I поднят Андреевский флаг.) Орёл на своих крыльях возносит гербы присягнувших ему стран.

Бело-Сине-Красный Флаг учрежден благочестивым Государем Алексеем Михайловичем в 1667г., впервые поднят на корабле "Орел"; - по Откровению Матери Божией (в Москве) - это цвета Святой Руси. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и Кровию и Духом,... Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: Дух, вода и Кровь; и сии три об Одном. (IИоан. 5.6,7-8) - Ред.

 

Генерал-майор барон П.Н.Врангель

(Из кн.: С.А.Алексеев "Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев", М., 1991г., стр. 341)

Приказ Главнокомандующего Русской армии в Крыму генерала барона Врангеля:
"Слушайте, русские люди, за что мы боремся:
За поруганную веру и оскорбленные святыни.
За освобождение русского народа от ига коммунистов, бродяг и каторжников, вконец разоривших Святую Русь.*
За прекращение междуусобной брани. За то, чтобы крестьянин, приобретая в собственность обрабатываемую землю, занялся бы мирным трудом.
За то, чтобы истинная свобода и право царили на Руси.
За то, чтобы русский народ сам выбрал бы себе Хозяина.
Помогите мне, русские люди, спасти Родину".

(*С первых дней октябрьского переворота на стороне красных воевали многочисленные части "интернационалистов", бывших военнопленных и чернорабочих, во время войны работавших в России. Их использовали в основном в в составе карательных и заградительных отрядов, в ЧКа, ЧОНе и внутренней охране. Немецкие артиллеристы, напр., в течении недели с Воробьевых гор расстреливали из тяжелых орудий Москву, Кремль и храмы... - Ред.) (Журн. "Часовой" , номер 7-8, Париж, 1928г., стр. 4)

Приказ номер 709, гор. Змиев, 27 ноября 1918г.
"Славные войска Добровольческой армии!
Враг напряг все силы, стремясь вырвать победу из ваших рук. Волна красной нечисти готовится вновь залить освобожденные вами города и села.
Смерть, разорение и позор грозят населению.
В этот грозный час... я призван встать во главе вас. Я выполню свой долг в глубоком сознании ответственности перед Родиной, непоколебимо веря в нашу победу и близкую гибель врага. Мы сражаемся за правое дело - а правым владеет Бог.
Наша армия борется за родную веру и счастье России.
К творимому вами святому делу я не допущу грязных рук.
Ограждая честь и достоинство Армии, я безпощадно подавлю темные силы, - погромы, грабежи, насилия и пьянство безжалостно будут караться мною.
Я сделаю всё, чтобы облегчить ваш крестный путь - ваши нужды будут моими. Ограждая права каждого, я требую исполнения каждым долга перед Родиной - перед грозной действительностью личная жизнь должна уступить место благу Родины.
С нами тот, кто сердцем русский, и с нами будет победа!" Генерал Врангель.

Из Приказа по Кавказской Добровольческой армии. Минеральные воды, номер 3, 20 января 1919г.
"Большевицкая армия разбита, остатки её взяты в плен... Ещё недавно, в октябре месяце, большевицкая армия насчитывала 100.000 штыков с огромным количеством орудий и пулемётов, - теперь от этой армии не осталось и следа... Полчища врага разбились о доблесть вашу. - Вас было мало, у вас подчас не хватало снарядов и патронов, но вы шли за правое дело... шли смело, зная, что "не в силе Бог, но в правде..." Вы, кучка верных сынов России, свершили свой крестный путь в палящий зной, ненастье и стужу... победоносно гоня врага, возвращая несчастному населению мир и благоденствие.
Как ваш Главнокомандующий и как один из сынов несчастной, истерзанной и опозоренной России, земно кланяюсь вам, герои Кавказской Добровольческой Армии, - и твердо верю, что доблестью вашей гибнущая Родина будет спасена..." Генерал-лейтенант Врангель

 

(Из кн.: "50 лет верности России 1917-67гг." Изд. Марковцев-артиллеристов, Париж, 1967г., т.1,2)

"Не триумфальным шествием из Крыма к Москве можно освободить Россию, а созданием хотя бы на клочке русской земли такого порядка и таких условий жизни, которые потянули бы к себе все помыслы и силы стонущего под красным игом народа..." - генерал Врангель. (Т.2, стр. 232) (Выделено ред.)

"Русская армия ведет борьбу не только за освобождение и благо России, но и за мировую культуру. При нашем поражении никакая сила не в состоянии будет надолго сдержать волну красного интернационала, которая зловещим пожаром большевизма зажжет Европу и, быть может, докатится до Нового Света", - генерал Врангель. (Т 2, стр. 371)

Севастополь. Приказ номер  3697 от 6 октября 1920г.
"Русские воины, Польская армия, сражавшаяся рядом с нашей против общего врага свободы и порядка, ныне прекратила борьбу, заключив предварительный мир с насильственным и предательским, именующим себя правительством Советской России. Мы остались одни в тяжелой борьбе, где решается судьба не только нашей Родины, но и всего человечества. Мы защищаем родную землю от ига красной нечисти, не признающей Бога и Родины, несущей смуту и позор. Скоро три года, как Русская армия несет свой тяжелый крест.
Предав потоку разорения Русь, изверги надеются зажечь мировой пожар. Малые числом, но твердые духом, несли мы Крест свой, неизменно веря в конечное торжество нашего правого дела. Ещё полгода тому назад мы были на краю гибели, и безбожники уже готовились править тризну на нашей крови. Дружным усилием всех честных сынов России мы вырвали еще раз победу из рук врага и вот уже шесть месяцев бьем его неизменно.

Воины! С любовью смотрит на вас освобожденная Русская земля, с надеждой - братья, томящиеся в застенках красных палачей, и с верою в своих непобедимых орлов.
Я ваш старый соратник. Не первый раз выдерживать нам неравный бой. Не в силе Бог, а в правде". - Генерал Врангель (Стр. 195)

 

(Из кн.: полк. В. фон Дрейер "Крестный путь во имя Родины", Берлин, 1921г.)

19 июня 1919г. Освобождение Царицына. Первое богослужение в закрытом при большевиках соборе. После окончания богослужения, Врангель, окруженный тысячами жителей, обратился к ним со словами:
"Граждане Царицына. Тяжелый гнёт продолжает нести истерзанная родина. Кучка предателей безжалостно льёт дорогую нам русскую кровь. Позор покрыл родную землю. Наша некогда непобедимая русская армия, от одного имени которой трепетали враги, превратилась в толпу насиьников, забывших совесть, честь и человеческое достоинство, Мы обратились в кучку рабов. Начинало казаться, чт нет России, исчезла и стёрлась вера в Бога, нет права и правды. Но это не так.

Велик русский народ. Он сверг в своё время вековое татарское иго, свергнет он и настоящую напасть, и сбросит насиьников и комиссаров. Кучка негодяев бросает в толпу лозунги, заставляя исповедывать их под штыками латышей и китайцев. Покрыв позором национальное трёхцветное русское знамя, они вывесили красные тряпки, как символ свободы. Вам... мы несём истинную свободу, мы несём вам право исповедывать свою веру, молиться в святых храмах; и недалёк тот час, когда благовест церквей Харькова, Царицына и Курска покроется торжественным звоном колоколов Первопрестольной Москвы, и снова возрадуется Великая православная Русь. За это светлое будущее, за возстановление Великой России от всего сердца провозглашаю "ура!"..." (Стр. 27-28)

25 мая 1920г. Севастополь. После парада войскам, Врангель обратился к ним с такой речью:
"Три года тому назад, забыв присягу, честь и совесть, непобедимые дотоле русские войска открыли фронт германцам, и обезумевший русский народ пожаром и кровью залил Россию. Горе и страдания - вот что увидела русская земля.
Нашлись, однако, честные сыны... которые, как Давид на Голиафа, пошли безстрашно умирать за счастье родной земли. Без снарядов, без патронов, босые и раздетые в мороз и стужу, в палящий зной в степях, на высотах Кавказа, в безводных степях Калмыцких, шли они на великий крестный путь. Ширилась и развивалась эта небольшая кучка верных сынов... и освобождалась от красной нечисти русская земля. И чудился уже нам трезвон московских колоколов, уже белели стены Кремля.

Но Господу Богу было угодно покарать нас за наши прегрешения, и наше победоносное движение перешло в тяжелый и крестный путь страданий, невзгод. Теперь изстрадавшиеся. измученные, поредевшие наши ряды нашли убежище в Таврии. Грудь против груди стоим мы против наших родных, братьев, обезумевших и потерявших совесть. За нами бездонное море. Исхода нет...
И в этот грозный час я призван был стать во главе вас. Без трепета и колебания я сделал это. Я твёрдо знаю, что Россия не погибла. Мы увидим её свободной и счастливой. Я верю - Господь Бог даст мне ум и силы вывести армию из тяжёлого, безвыходного почти, положения.

Сейчас Великий Пост, Великая неделя, когда русский человек очищается, чтобы без греха встретить радостное Светлое Воскресение. Пусть тяжелый крестный путь будет для нас искуплением, после которого настанет Воскресение. Пройдём через горнило испытаний и, подобно тому, как железо, пройдя через горнило, переходит в сталь, будем тверды, как сталь.
Твёрдо верю, что Русская армия явится оплотом действительно свободной и счастливой России..." (Стр. 103-104)

Воистину Крестный путь...
Я глубоко верю, что не далеки те дни - может быть иные из нас доживут до них - когда человечество очнётся от того водоворота звериной жестокости и безумного эгоизма... и Россия, вместо того, чтобы представлять собою зияющую, втягивающую грозную пустоту, утвердится на твёрдых устоях...

Кажется, созерцаешь невозможное, невероятное... Из горсточки отважных людей выростает, при самых неблагоприятных условиях, среди боёв, громадная армия; мужествено борется с красными ордами, терпит неуспех, ...и снова воскрешение, снова соединение в упругую, плотную массу, - и так трижды, четырежды.

Какое-то безпрерывное чудо, совершать которое доступно только людям, крепко верящим и ни во что считающим свою жизнь перед страданием Родины... Спрашиваешь себя: да когда же отдыхали, спали и ели эти железные люди? Какая упорная и святая сила помогла им, разутым и раздетым, драться и побеждать в жестокие морозы; переходить степные голые пространства в долгие знойные дни, когда лошади не пили по трое суток, а люди не ели по десяти; совершать неслыханно тяжелые обходы и без передышки, с безумной дерзостью, разрушать тыл вдесятеро сильнейшего противника... (Стр. 1-2)

...Одно время в Крыму стал публично выступать известный своим отношением к евреям протоиерей Восторгов. Врангель вызвал проповедника к себе и предупредил, что в случае повторения им погромных речей, - он вышлет за пределы территории Крыма не только его, но и всякого, независимо от сана, чина или звания, сеющего политическую или национальную рознь. (Стр. 115) (Был опубликован приказ: высылка будет производиться за линию фронта, к большевикам, как соответствующих им по духу и жизни... - Ред.)

 

(Из кн.: В.Ф.Даватц и Н.Н.Львов "Русская армия на чужбине", Белград, 1923г.)

Из приказа ген. Врангеля от 29 октября 1920г. (Перед эвакуацией из Крыма)
"Для выполнения долга перед Армией и населением сделано всё, что в пределах сил человеческих.
Дальнейшие пути наши полны неизвестности.
Другой земли, кроме Крыма, у нас нет. Нет и государственной казны. Откровенно, как и всегда, предупреждаю всех о том, что их ожидает.
Да ниспошлёт Господь всем силы и разума одолеть и пережить русское лихолетье..." (Стр. 100)

Из приказа ген. Врангеля от 29 октября 1922г. (Генерал почти под домашним арестом. В это время в Галлиполи "союзники" под угрозой оружия и голода пытаются выслать белых солдат в советскую Россию. Ген. Кутепов вместе с офицерами готовится к бою и захвату Константинополя...)
"Дорогие соратники. 8 месяцев я оторван от вас. Вдали от родных частей, я мысленно переживаю с вами лишения и тяготы, и помыслы мои денно и нощно среди вас.
Я знаю ваши страдания, ваши болести. Ваша стойкость, ваша беззаветная преданность долгу дают мне силы вдали от вас отстаивать честь родного знамени.
Низкий вам поклон.
Ныне большая часть армии нашла приют у братьев-славян.
Всё, что в моих силах, я делаю для ускорения отправки оставшихся в Галлиполи и Кабадже частей.
На славянской земле, среди братских народов, я вновь увижу родные знамёна, вновь услышу громовое "ура" Русских Орлов.
Ныне издалека шлю вам мой горячий привет". (Стр. 100)

 

(Журн. "Часовой" , номер 7-8, Париж, 1928г., стр. 10-16)

Врангель принадлежал к числу тех, ...для которых борьба - естественная стихия. И чем непреодолимее было препятствие, тем охотнее, радостнее он на него шел. В нем был "боевой восторг", то, что делало его военным от головы до пяток, до малейшего нерва... Но он был не только военным, не только военноначальником, не только бойцом, рвущимся принять непосредственное участие в сражении. Врангель имел дар и вкус к организационной работе, управлению людьми... для осуществления поставленных себе политических целей на благо русского дела так, как он это благо понимал.

Он был очень умён, удивительно быстро и тонко разбирался в людях. Разбирался в каждом человеке в отдельности и в психологии больших соединений... (Господь) вооружил его разум стальной пружиной крепкой воли, а кроме того - тем духовным возбуждением, подъёмом, с оттенком экстаза, который позволяет избранннику и видеть над головами других, и ярче, глубже чувствовать, и хранить в неудачах незыблемость духа... (Стр. 11)

Во взгляде Петра Николаевича, как и в глазах адмирала Колчака, всегда сквозила глубина потустороннего мира... (Стр. 8)

Никто так не умел привлекать к себе сердца. Но... не только к себе, ...к делу, единственному делу, которому надо служить, о котором нельзя забывать ни на минуту. Он был целомудренно чист и безкорыстен, не имел личной жизни, постоянно жил какой-то потусторонней жизнью, дышал дыханием носившейся вдалеке цели. Не раз какой-то голос ему, может быть, подсказывал, что он "русской земли" не увидит. Но он с тем же страстным убеждением делал своё дело. (Стр. 11)

В конце 1920 года, после крушения Крыма, Врангель оказался в Константинополе, с армией на руках, с учреждениями и гражданским населением, без денег... Принимая власть, он обязался - вывести с честью и спасти Русскую армию. Семь месяцев доблестной борьбы составляли печь, в огне которой обжигался вновь воинский дух потерявших после Новороссийска веру в себя частей. В Константинополе Врангель, уступая давлению наших дипломатов в Париже (большинство из них принадлежало масонской ложе - Ред.) и Союзных держав, мог спокойно и с честью отойти в сторону и наблюдать события (Как это сделал, напр., Деникин. - Ред.)... отойти от дела, в будущем ничего не сулившего, кроме непреодолимых затруднений и неудач... Сказались ...боевой темперамент, ощущавшийся прилив и готовность, радость биться в минуты наибольших опастностей... Было ещё нечто более глубокое... Вера в будущее, в связь с грядущими поколенями, с судьбами России, с её прошлым, с заветами отошедших в вечность российских вождей, с подвигами, страданиями, жертвами русского народа, сковавшего звено за звеном величайшую в мире страну.

Врангель никогда не говорил этого, потому что не любил громких слов и чувствительных излияний. Но около его совести стояла, как безсменный часовой: мысль ...освободить и спасти Россию... Вывезенная им из России часть Русского народа, в лице армии, доказавшей свою жертвенность в борьбе с 1918 года, ...ушедшие заграницу вместе с нею учреждения, церкви, воспитания, призрения, молодёжь, дети, представители науки, литературы и искусства и т.д. - это тот свободный кусок русской земли, который необходимо сберечь от распыления для будущего.

Положение небывалое в мировой истории. Врангель понимал, что эмиграция вовсе не толпа беглецов, спасающихся заграницей... Ушли... на труд и лишения люди, не пожелавшие согнуться под большевистским сапогом... Надо было спасти армию во что бы то ни было, сохранить, вопреки логике, местным законам, международному праву. Вопреки подозрительности иноземных властей и агитации левых группировок в эмиграции. Вопреки обнаружившимся в первое время после эвакуации признакам упадка духа в воинских частях. Но этого мало. Надо создать орган государственного средоточия. И около него собрать всех национально-мыслящих деятелей, способных подчинить свои личные политические предпочтения общей цели освобождения родины от большевиков...

В ...партийной сваре Врангель видел наибольшую опастность. Для организации страшен внутренний враг: в ней сидящее начало внутреннего разложения... Он видел, что каждое из ...течений было руслом высохшей реки. Наполнить потоками живой воды могла только освобождённая воскресшая Россия... Врангель был монархистом... но он объединял большое количество эмигрантов, объединил массу, чрезвычайно разнородную. Надо было выбирать: или укреплять ту или иную эмигрантскую группу, или укреплять дело противобольшевистской борьбы... Надо было сохранить единство Армии, военной организации. И на это ушла вся напряженная работа Врангеля. И он оказался изумительно прав. Всё распалось: монархисты, кадеты, социалисты. А военная организация, именующаяся (русским) обще-воинским союзом (РОВС - Ред.), уцелела. Она уцелела и после двух больших расколов: на зарубежном съезде и в зарубежной церкви... (Стр. 11)

1920 год... Крым... Полуразбитая станция Сальково... Два наших бронепоезда... Один подбит... Красные бьют без устали из тяжелой артиллерии... Говорят, у них на бронепоездах морские пушки... В душе у всех безконечно тяжело... Сзади Крым с его голодом, впереди необъятная Россия и наполовину верная гибель... Так казалось...

Прошла галопом какая-то конница в бурках... Вдали куда-то испуганно шмыгнул красный бронеавтомобиль... И в это время на станции испуганно забегал комендант... "Врангель, Врангель!.."

Из маленького... форда вышел Главнокомандующий... Животный страх, ещё за десять минут до этого борющийся с сознанием долга, пропал...

- Ново-Алексеевка должна быть завтра нашей, - хорошо запомнил я слова... Мы видели его только пять минут. И здесь я испытал какое-то совершенно непонятное, неосязаемое чувство... Второй раз в жизни... В первый раз оно у меня было за четыре года до этого, когда я увидел Государя. И не у меня одного было это чувство... Все приободрились, повеселели и было только немного стыдно тому, что совсем недавно... ныло чувство боязни за жизнь, которую сейчас так просто и легко можно отдать...

Тот же год... Пароход "Владимир", переполненный до отказа, грязь, голод, паразиты, безумная жажда и еще более безумная тоска...

Рейд Константинополя... Тупое чувство полнейшего безсилия и презрения к своей неполноценности и никчемности... И вдруг, могучее "ура"... На мостике Врангель, он в башлыке, в корниловских погонах, и ветер треплет башлык и полы его пальто...

- Друзья! Вы спасли Русскую Честь, и Родина вспомнит всё то, что вы для нее сделали...

Этот голос, этот орлиный взгляд вновь пробуждает к жизни, и опять стыдно за то, что пять минут назад были апатия и сомнение.

Галлиполи... В слякоть, под ужасный ливень и свирепый норд-ост, нищие и оборванные роты проходят церемониальным маршем перед Вождем... Уже не отвечают на приветствие "Здравия желаем" или "Рады стараться", а по всему полю несется безудержное громовое "ура"... Восторг и безмерная преданность переполняют грудь.

И второй приезд Врангеля... Овации, слёзы и опять то чувство, что овладевает мною каждый раз при его виде. Вот какой-то полковник с георгиевским крестом вскакивает на подножку автомобиля и судорожно целует руку Главнокомандующему...

Опять переезд в неведомое будущее... Опять Константинополь... Его горячая, твердая речь и безконечная вера в торжество правды, а у нас вера в него, вера безмерная... И уже в Париже, в штатских костюмах, в наемных залах мещанских ресторанов, потом в бедном нашем собрании, эти встречи Вождя с его верными "орлами"... Когда Врангель входил в зал, казалось, двери сами открывались перед ним, и все разступались... В те моменты трудно было себе представить, что кто-нибудь может быть выше и сильнее его... И своими редкими приездами он давал совершенно непостижимую веру своим соратникам...

Главнокомандующий встал во главе нас в самые тягчайшие минуты Белого движения. Мы были побеждены, потеряли волю к победе, дальнейшая борьба, казалось, была лишена всякого смысла.

Генерал Врангель вновь возродил дух Армии: короткая эпопея Крыма... станет одной из самых блестящих страниц военной истории... Побежденная армия на клочке земли, без снабжения, с незажившими ранами, оборванная, полуголодная, была возсоздана вновь, получила веру в победу и двинулась в неравный бой с полчищами врага, владеющего необьятной страной. Отброшенная врагом к морю, эта Армия в стройном порядке, без безчинств и с сохраненем дисциплины, была переброшена в чуждые страны и, подчинившись высокому авторитету Вождя, занялась мирным трудом, ...лелея мысль о возвращении с оружием в руках на Родную землю.

Всё это мы могли сделать только веря, веря и веря...
Мы верили Генералу Врангелю. Верили безотчетно... Его личность была настолько светла, обаятельна и велика, что одно его присутствие подымало дух и заставляло биться сердца. Одним словом, одним жестом он мог бы послать сотни из нас на верную смерть. Это не был романтизм рыцарских времен, это не могло быть и поклонением военному гению, - судьба не дала Главокомандующему возможности быть Вождем победоносной армии.

Это была вера в его высокие качества и преклонение перед носителем Белой Идеи, за которую тысячи наших братьев положили свои жизни. Главнокомандующий это знал и никогда не злоупотреблял своей страшной моральной властью над массами людей. Скромно, не рисуясь и не думая о себе, он постарался обеспечить жизнь и сносное существование людей, вырванных им из котла бушующей ненависти и безпощадной мести...
Но, делая это, он не переставал твердить, что заботясь о своём личном устройстве, ...каждый из нас должен думать о будущем и о том, что в переживаемое нами кровавое и смутное время мы не можем остаться инертными к судьбам своей Родины.

В одном из своих последних разговоров он сказал: "Каждый русский офицер, солдат, гражданин должен участвовать в борьбе против Красного Хама. Час возмездия близок!.. И позор ляжет на тех трусов и шкурников, которые умоют руки перед развязкой. Их совесть ответит за них перед потомками. Так когда-то итальянские женщины и дети оплёвывали тех, кто отказался идти в отряды Гарибальди".

Он верил в то, что Армия, возрождённая им к жизни и к вере, сыграет свою роль и сумеет на деле доказать, что ей дороги заветы Вождей и память о жертвах...
С Верой в Армию, в её честь и в её светлое будущее, он отошел в вечность. Последними словами его была молитва за Армию: "Боже, спаси Армию!.."

Мы переживаем жестокое время, подлое время торжества зла и падения человеческой чести. Но, реакция уже близка. От нас зависит, от нас самих: остаться ли честными русскими воинами и следовать заветам... Вождя или сделаться проходимцами без чести, совести и традиций. До сих пор людей второй категории среди Русского Воинства было очень мало и, окинув мысленным взором величие пройденного крестного пути, мы можем сказать с твердой уверенностью, что Русская Армия, не сходящая с честного и открытого пути Генерала Врангеля, руководимая верным его заветам Вождём, доведёт своё святое дело до конца.
А когда придёт этот конец, так страстно и желанно ожидаемый, ...полки склонят свои знамёна над могилой того, кто нас спас, нами жил, в нас верил. Вечная память и вечная скорбь о Вожде Великом и Незабвенном.

Человечество ценит чистую жертвенность. Оно ценит одинокую отвагу... Отступление, исход обращается в победу. Борьба обретает новые, невиданные формы, плацдармом Армии становится весь свет... Кто-то сказал, что политика - это искусство возможного. В руках же Врангеля она обратилась в искусство невозможного. Наступал час, прибывал Главнокомандующий и происходило точно волшебство. Артели рабочих, фабричные, землекопы, шофёры - строились в ряды и превращались в Армию.

Проходили знамёна. Воинская "видимость" приобретала великое значение. Она прикрывала не "пустоту", а громадное героическое напряжение к сохранению во спасение России своего "воинского лица". Защищались подступы к душе русского воина... Дело освобождения России впереди. Потом наступят годы её устроения. Освободители и строители не раз вспомнят Врангеля. Он их предтеча. (Стр. 2)

Генерал Врангель был преисполнен тем драгоценным аристократизмом духа, который присущ людям только с чистой душой. И как орёл в своём полёте парит высоко над землёй, он был выше личных расчетов, заигрываний и компромиссов. Для него его подвиг был также ясен, как и раньше; и враги России оставались теми же врагами... Он горел - и сгорел этот славный орёл... Душа его скорбела смертельно за Армию, понимая, как томительны, как пагубны эти годы ожидания... Он страдал молча. И когда исполнилась мера его страдания - Господь призвал его к Жизни вечной, в радость безконечную... И когда исполнится "мера страдания" России, гроб с останками генерала Врангеля будет перевезён на Родину, - старые, дорогие знамёна былой Славы, спасённые им из кровавых рук насильников и убийц, - без слов поведают о подвиге того, кто поднял высоко Белое Знамя Правды, - боролся, страдал и умер, как благородный сын Великой России. (Стр. 13)

 

(Журн."Часовой" , номер 24, Париж, 1930г., стр. 3)

Незадолго до своей смерти генерал Врангель сказал: "Самым большим удовлетворением моим является сознание, что, наперекор врагам и обстоятельствам, нищие и потерявшие всё люди, сохранили свою Честь, и невидимо реют русские знамена над усталыми рудокопами, рабочими и шоферами.
Каждый из чинов Армии богаче многих богачей, ибо смело и открыто он смотрит в глаза каждому и на вопрос, кто ты, может ответить: "Я - тот, кто Чести своей не предал".

 

(Журн. "Часовой" , номер 103-104, Париж, 1933г., стр 3-4)

1923 год. Врангель в Белграде: "То знамя, которое... перешло ко мне, я сохраню на чужбине. Я скорее сожгу это знамя, чем изменю начертанное на нём слово "Отечество"...
Врагам я не боюсь смотреть в лицо и с пути долга не сойду. Этим путём, верю, пойдёте и вы..."

Ничто не могло уничтожить Белую идею и её носительницу Армию... Разгром Новороссийска, уход из Крыма, Галлиполи, болгарская революция, всемирное распыление... И Армия жива... Белая идея жива... Завет Врангеля в наших сердцах, и источник неиссякаемой веры в его наследство, и источник надежды в его последних предсмертных словах: "Боже, спаси Армию... Я слышу колокольный звон..."

Русские люди, благоговейно чтущие память Петра Врангеля, в молитвенном порыве склонятся перед его могилой, как перед символом Русской Чести, Русской Доблести и непоколебимой Воли к борьбе...

 


Белый Свет России

© издательство "Новая Святая Русь", 1995г.

E-mail: maria@mail.transit.ru